ИЗУЧЕНИЕ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГРУНТА, УКРЕПЛЕННОГО ОТХОДАМИ КЛИНКЕРНОГО ПРОИЗВОДСТВА

https://doi.org/10.34031/2618-7183-2018-1-3-43-50
Специфика строительства автомобильных дорог заключается в использовании огромного объема различных каменных материалов – песка, щебня и др. Для снижения стоимости дорожных одежд возможна замена каменных материалов местными грунтами. Такие материалы не нужно перевозить автомобильным или железнодорожным транспортом. При этом известно, что большинство грунтов не может использоваться при возведении земляного полотна (супесь и суглинок легкие пылеватые и тяжелые пылеватые, глина пылеватая и жирная), так как их применение приводит к появлению различных деформаций верхних слоев дорожной одежды. Решить эту задачу возможно путем укрепления грунтов различными видами вяжущих, в частности, отходами клинкерного производства. При проведении экспериментальных исследований по оценке эффективности использования отхода клинкерного производства для укрепления грунтов были исследованы следующие составы без использования: грунт и 9% отхода; грунт и 18% отхода; грунт и 27% отхода. В результате исследований выявлены основные зависимости изменения физико-механических показателей грунтобетона от количества вводимого отхода клинкерного производства в состав различных видов грунтов. Было установлено, что применение отхода клинкерного производства для укрепления суглинка позволило получить укрепленный грунт марки М20. Укрепление песка отходом клин-керного производства без добавления цемента нецелесообразно, так как образцы не набирают даже минимальную прочность в течение 180 суток, позволяющие классифицировать их по марке, кроме того такие образцы обладают крайне низкой водостойкостью.
1. Фомин А.П., Никанычева Е.В., Пудиков П.Н. Укрепление слабых грунтов // Автомобильные дороги. 2014. №8. С. 81 – 85.
2. Вдовин Е.А., Мавлиев Л.Ф., Строганов В.Ф. Пути повышения эффективности укрепления грунтов для строительства дорожных одежд // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2013. №1 (29). С. 52 – 58.
3. Дмитриева Т.В., Строкова В.В., Безродных А.А. Влияние генетических особенностей грунтов на свойства грунтобетонов на их основе // Строительные материалы и изделия. 2018. Т. 1. № 1. С. 69 – 77.
4. Панкова Т.А., Дасаева З.З. Применение гранулированных шлаков при получении строительных материалов // Ответственный редактор. 2015. С. 154.
5. Хаматова А.Р., Хохряков О.В. Электросталеплавильный шлак ОАО «Ижсталь» для цементов низкой водопотребности и бетонов на их основе // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2016. №2. С. 221 – 227.
6. Буравчук Н.И., Гурьянова О.В., Павлова Л.Н. и др. Использование сталеплавильных шлаков в производстве материалов для дорожного строительства // Экологический вестник России. 2015. №6. С. 47 – 53.
7. Погромский А.С., Аниканова Т.В. Влияние длительного хранения электросталеплавильных шлаков в отвалах на их свойства // Строительные материалы и изделия. 2018. Т. 1. № 1. С. 32 – 39.
8. Kambole C. et al. Basic oxygen furnace slag for road pavements: A review of material characteristics and performance for effective utilisation in southern Africa // Construction and Building Materials. 2017. V. 148. P. 618 – 631.
9. Асматулаев Б.А., Асматулаев Р.Б., Езмахунови Р.Р. и др. Перспективы использования доменных гранулированных шлаков в дорожном строительстве Казахстана // В сборнике: Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации Материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». 2013. С. 254 – 262.
10. Oluwasola E. A., Hainin M. R., Aziz M. M. A. Evaluation of asphalt mixtures incorporating electric arc furnace steel slag and copper mine tailings for road construction // Transportation Geotechnics. 2015. V. 2. P. 47 – 55.
11. Ferreira V. J. et al. Evaluation of the steel slag incorporation as coarse aggregate for road construction: technical requirements and environmental impact assessment // Journal of Cleaner Production. 2016. V. 130. P. 175 – 186.
12. Maghool F. et al. Environmental impacts of utilizing waste steel slag aggregates as recycled road construction materials // Clean Technologies and Environmental Policy. 2017. V. 19. Issue 4. P. 949 – 958.
Траутваин А.И., Акимов А.Е., Черногиль В.Б. Изучение физико-механических характеристик различных видов грунта, укрепленного отходами клинкерного производства // Строительные материалы и изделия. 2018. Том 1. №3. С. 43 – 50. https://doi.org/10.34031/2618-7183-2018-1-3-43-50