Современные тенденции в архитектуре вокзалов и транспортно-пересадочных узлов

https://doi.org/10.58224/2618-7183-2022-5-5-17-28
В статье рассмотрены современные тенденции в строительстве вокзалов и транспортно-пересадочных узлов. Были изучены проблемы большепролетных общественных зданий, а также вокзалов и изучены их недостатки с точки зрения технической оснащённости, архитек-турных решений и комфорта пассажиров. В процессе исследования применялись различные методики для исследования и анализа интересующих проблем: фото- видео-фиксации, ком-плексный анализ проектных материалов и публикаций в профессиональной литературе и про-ектной практике, обсуждения проблем на профессиональных конференциях и круглых столах совместно с представителями РЖД. Определено, что в настоящее время появляется необходи-мость замены традиционных вокзалов и вокзальных комплексов на транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). Современные ТПУ позволят организовать комфортное распределение транспорт-ного потока и одновременно удовлетворить потребности пассажиров в использовании одно-временно различных видов транспорта. Это определяется большей мобильностью населения с одной стороны, и требованиями к условиям перемещения с другой. Установлено, что благодаря новым конструктивным решениям, элементам и материалам может быть снижена стоимость сооружений и могут быть обеспечены большие безопорные пространства внутри здания, что по позволит свободно размещать любые помещения и осуществлять различные планировочные решения.
[1] Barry U., Caroline R., Peter N. Different perspectives on the global development of transport // European Journal of Transport and Infrastructure Research (EJTIR),1. 2001. № 1. P. 9 – 28.
[2] Kobulov J., Barotov J. Method of improvement of efficiency transportation technology // In-ternational Journal of Recent Technology and Engineering (IJRTE). 2019 November. Vol. 8. Issue 4. P. 7720 – 7726.
[3] Кочешкова Е.И. Архитектурно-планировочные решения надземных большепролетных зданий: на примере города Москвы: дис. ... канд. архитектуры. Нижний Новгород, 2013. 209 с.
[4] Забалуева Т.Р., Захаров А.В. Патент на изобретение №2536594. Здание с большепро-летным помещением, приоритет 29.08.2013 г.
[5] Забалуева Т.Р., Захаров А.В., Кочешкова. Здания-мосты-решение проблемы автомобильных пробок в крупнейших городах // Промышленное и гражданское Строительство. 2013. № 9. С. 32 – 35.
[6] Захаров А.В., Флейшман С.Л. Совершенствование улично-дорожных сетей посредством зданий-мостов // Промышленное и гражданское Строительство. 2016. № 6. С. 52 – 55.
[7] Забалуева Т.Р., Кочешкова Е.И. Исследование возможностей применения новых типов зданий, использующих пространство над занятыми территориями в городской застройке  Вестник МГСУ. 2009. № 3. С. 66 – 70.
[8] Zabalueva T.R. Above-ground long-span buildings in the urbanized environment of modern cities / Надземные большепролетные здания в урбанизированной среде современных городов // International Journal of Civil Engineering & Technology (IJCIET). January 2018. Vol. 9. Issue 1. P. 667 – 675.
[9] Zakharov A.V., Zabalueva T.R. Ensuring the integrity of the road network as the key to solv-ing the problems of highway capacity in cities // Nexo Scientific Journal. April 2021. Vol. 34. № 01. P. 103 – 111.
[10] Забалуева Т.Р., Захаров А.В., Демина А.С. Отели почасового пребывания пассажировв зданиях-мостах // Промышленное и гражданское Строительство. 2014. № 9. С. 51 – 53.
[11] Барковский А.М. Архитектурно-социологические аспекты реконструкции железнодо-рожных вокзалов малых городов // Урбанистика. 2018. № 3. С. 180 – 189.
[12] Алаев М.М., Ефимова А.Н. Разработка мер повышения эффективности и безопасности работы транспортно-пересадочного узла Одинцово // Проблемы перспективного раз-вития железнодорожных станций и узлов: международный сборник научных трудов Конф.: материалы конф. Гомель, 2021. С. 6 – 13.
[13] Овчинникова Е.А. Разработка алгоритмов кластеризации и рекомендаций по модернизации железнодорожных вокзальных комплексов городских транспортных систем: дис. … канд. архитектуры. Москва, 2014. 233 с.
[14] Захаров А.В. Конструктивная основа НБЗ и их экономическое обоснование // Иннова-ции и инвестиции. 2020. № 1. С. 251 – 256.
[15] Nie L., Hansen I.A. System analysis of train operations and track occupancy at railway sta-tions // European Journal of Transport and Infrastructure Research (EJTIR), 5. 2005. № 1. P. 31 – 54.
[16] Покка Е.В. Принципы архитектурно-пространственного формирования многофункци-ональных пешеходных мостов: дис. ... канд. архитектуры / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. Нижний Новгород, 2014. 141 с.: ил. + Прил. (129 с.: ил.).
[17] Захаров А.В., Флейшман С.Л. Совершенствование улично-дорожных сетей посред-ством зданий-мостов // Промышленное и гражданское строительство. 2016. № 6. С. 52.
Забалуева Т.Р. Современные тенденции в архитектуре вокзалов и транспортно-пересадочных узлов // Строительные материалы и изделия. 2022. Том 5. № 5. С. 17 – 28. https://doi.org/10.58224/2618-7183-2022-5-5-17-28